История

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» 6 декабря 2016 года отмечает 100-летний Юбилей.

В 1916 году по Указу Губернатора Томской губернии была открыта первая  школа для глухих детей под руководством Марии Андриановны Князевой. Школа размещалась в частном доме,  обучались в ней 15 учеников письму, математике и ремеслу.

После 1917 года обучение и воспитание детей с недостатками слуха было включено в государственную систему образования, вопросу дифференциации детей по степени сохранности слуха стало уделяться серьезное внимание.

Томская школа для глухих детей в 1928 году получила двухэтажное деревянное здание по улице Торговая, дом 6, в ней было 27 учеников.

В 1930 году школа преобразована в школу-интернат для глухонемых детей под руководством Артемьевой Анфисы Яковлевны – дефектолога, сурдопедагога с высшим образованием. 60 учащихся занимались в учебно-производственных мастерских, получая профессии столяра, слесаря, швеи, и работали в подсобном хозяйстве, в котором были 2 лошади, несколько коров и свиней. На участке земли в деревне Куташово воспитанники  выращивали овощи.

С 1940 года в школе-интернате обучались 120 – 130 учеников.

В 1941 году в Томск были эвакуированы глухие дети из блокадного Ленинграда и школа-интернат стала Томским детским домом № 15 глухонемых.

В 1942 году впервые 6 выпускников получили Свидетельство об окончании

8 летней школы для глухих.

В 1952 году детский дом переименован в школу-интернат глухонемых.

Новое здание школы-интерната № 15 для глухих детей было построено в 1971 году по улице Дзержинского, 19.

В 1975 г. открыли класс для слабослышащих детей. В школе-интернате воспитывались и обучались 160 – 190 детей с нарушениями слуха.

С 1999 года глухие выпускники школы-интерната сдают выпускные экзамены по математике и русскому языку и получают аттестат об основном общем образовании Государственного образца.

В 2007 году в школе-интернате № 15 открыты два отделения для дошкольников с нарушениями слуха. Таким образом, школа–интернат стала школой–комплексом, единственным учреждением в Томской области, где обучаются и воспитываются дети с нарушениями слуха от 3 до 18 лет.

С 1942 г. по 2016 г. в школе-интернате  было 72 выпуска, 855 выпускников.

В учреждении для обучающихся создана коррекционно-развивающая среда, обеспечивающая им возможность получения основного общего образования и оздоровления, коррекцию нарушений развития, реабилитацию и социальную адаптацию. Учебный процесс ведется по адаптированным общеобразовательным программам с применением современных педагогических технологий и методов слухоречевой работы, способствующих формированию социально-правовых и информационных компетенций обучающихся. Для всех воспитанников составляются индивидуальные программы обучения, в зависимости от их психофизических возможностей.

Педагоги школы-интерната проводят комплексную работу по формированию в обществе толерантного отношения к детям, имеющим различные нарушения в здоровье. Распространяют опыт работы с детьми с ОВЗ, с целью оказания практической помощи педагогам общеобразовательных организаций через публикации, участие в семинарах, конференциях, конкурсах, внедряют современные формы работы с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида, через консультации и занятия.

В 2011 году по предложению Департамента общего образования Томской области «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» включена в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России», как образовательное учреждение, занимающее лидирующую позицию в сфере образования региона и России в целом.

Образовательный процесс ведут 50 педагогов: 32 учителя и 18 воспитателей. 90% педагогов имеют высшее образование, 55% — высшее специальное образование по специальностям «Сурдопедагогика», «Логопедия», «Психология», более половины педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории.

32 педагога школы-интерната награждены  Отраслевыми наградами: Почетное звание «Отличник народного образования», Почетное звание «Почетный работник общего образования», Почетные грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации.

Директор школы-интерната Маланина А.В. имеет Почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Кузнецова Л.М. награждена Знаком отличия «За заслуги в образовании», имеет стаж педагогической работы более 40 лет.

Чечегова Т.А. награждена Почетной грамотой Законодательной Думы Томской области.

8 педагогов стали победителями Конкурса лучших учителей, добившихся общественного признания, в рамках ПНП «Образование»:

2007 г., 2012 г.  – Дузькряченко Л.Д., учитель математики;

2013 г. – Татевосян О.Ю., учитель ОБЖ, Шахмайкина И.О., учитель физики, информатики;

2014 г. – Борунова Н.И., учитель русского языка и литературы, Моисеева Р.И., учитель начальных классов;

2015 г. – Мурина Т.П., учитель начальных классов;

2016 г. – Петрова Н.А., учитель физической культуры.

2010 г. – Егоров В.В., учитель физической культуры, победитель Всероссийского конкурса Фонда спортивных программ «Новое поколение».

2 педагога – Лауреаты премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры:

2008 г. – Дутова Т.Н., воспитатель,

2016 г. – Моисеева Р.И., учитель начальных классов.

3 педагога стали победителями Всероссийского конкурса мастерства педагогов «Мой лучший урок» и награждены Медалью «За службу образованию».

С 2010 г. по 2016 г. 20 педагогов стали победителями конкурса лучших учителей на получение стипендии  Губернатора Томской области.

Педагоги активно участвуют в конкурсах методические пособий, проектов и программ. Учебно-воспитательный процесс ведется по авторским программам и учебно-методическим комплектам, которые отмечены Дипломами значимых конкурсов педагогического мастерства:

2007 г.- авторский электронный учебник математики «Обыкновенные дроби и их свойства» имеет Свидетельство об официальной регистрации (РОСПАТЕНТ) и отмечен Дипломом победителя Всероссийского конкурса «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в ОУ»;

2008 г. – методические разработки к общешкольной программе «Я тебя слышу» отмечены Дипломом конкурса «Золотая медаль Сибирской ярмарки» Международной образовательной выставки обучающих средств, оборудований, материалов, инновационных идей и опыта «УЧСИБ 2008»;

2008 г. – «Большая золотая медаль» конкурса «Сибирские Афины» в номинации «Комплексное представление образовательной деятельности» Межрегиональной выставки-ярмарки «Образование. Карьера. Занятость»;

2009 г. – Программа физического воспитания  — победитель Всероссийского конкурса Фонда спортивных программ «Новое поколение»;

2009 г.- Авторская программа математики отмечена Дипломом I степени Областного конкурса современных образовательных программ и опубликована;

2010 г. — Программа развития ОУ на 2009-2012 годы «Я слышу мир» отмечена Дипломом  победителя Областного конкурса на получение денежного поощрения коллективами областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Томской области, внедряющих инновационные образовательные программы;

2011 г. — Программа  формирования универсальных учебных действий у детей с ОВЗ «Учусь учиться» — победитель Областного конкурса на получение денежного поощрения коллективами областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Томской области, внедряющих инновационные образовательные программы;

2012 г. – победители конкурса комплексов мер по модернизации системы общего образования и концепций (программ) развития подведомственных областных государственных образовательных учреждений;

2012 г. — методическое пособие по экологическому воспитанию школьников с ОВЗ  «Мир вокруг нас» – Диплом финалиста областного конкурса «Инновационные образовательные разработки – инновационная экономика»;

2013 г. — — медиапособие «Экология – наука XXI века» – Диплом победителя Областного конкурса методических материалов экологической направленности;

2013 г. — Программа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ «Быть Человеком» отмечена Дипломом I степени Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»;

2014 г. — Программа развития ОУ на 2012-2017 годы «Я — Личность» — победитель регионального этапа и призер федерального этапа Всероссийского конкурса «Мои инновации в образовании» в номинации «Управление образовательным процессом»;

2014 г. – Программа организации методической работы в ОУ «Современный педагог» — победитель регионального конкурса моделей методических служб ОУ Томской области;

2015 г. – Программа по формированию основ здорового образа жизни у детей с ОВЗ «Быть здоровым – здорово!» — Диплом I степени Межрегионального конкурса программ и методических разработок по формированию здорового образа жизни у детей и молодежи «Профилактика – путь к здоровью!»;

2015 г.- Программа физического воспитания обучающихся с ОВЗ «Олимпийский резерв» отмечена Дипломом победителя регионального этапа Всероссийского конкурса программ физического воспитания «Олимпиада начинается в школе».

2016 г. — Программа по профориентации обучающихся с ОВЗ – Диплом I степени Межрегионального конкурса программ и методических разработок «Выбор профессии – путевка в жизнь!».

Ежегодно на базе образовательного учреждения проходят Областные семинары, на которых педагоги представляют опыт работы с детьми с ОВЗ, дают открытые уроки, проводят мастер-классы, представляют методические разработки. В школе-интернате под руководством опытных педагогов-наставников проходят педагогическую и преддипломную практику студенты ТГПУ и Томского педагогического колледжа, приобретают социальный опыт общения студенты ТГУ.

 Наиболее значимые достижения воспитанников.

Воспитанники школы-интерната, в силу своих психофизических возможностей, не участвуют в предметных олимпиадах, но они активно участвуют в различных предметных конкурсах, заочных викторинах и творческих фестивалях и выставках, спортивных соревнованиях, добиваясь хороших результатов.

Ежегодно обучающиеся под руководством педагогов принимают участие в 50 – 56 различных конкурсах, представляют 450 – 550 работ, получают 210 – 230 Дипломов I – III степени.

Дети достигли больших успехов в пантомиме, танце и хореографии, исполнении жестовой песни. Участники творческого коллектива «Музыка жеста» – призеры многих Региональных и Международных фестивалей и конкурсов: «Шире круг», «Открытые сердца», «Мы слышим сердцем», «Синяя птица».

2014 г. – творческий коллектив «Музыка жеста» занял I место на Международном детском фестивале «Солнце, радость, красота» в Республике Болгария.

 Наиболее значимые спортивные достижения воспитанников:

Розенталь Семен – двукратный Чемпион России, Чемпион Мира по греко-римской борьбе, Чемпион Томской области, награжден знаком «Горячее сердце»;

— Наргизян Вильсон – Серебряный призер Чемпионата России по греко-римской борьбе, чемпион Томской области;

Хорошков Олег – победитель Всероссийских соревнований по спортивному ориентированию;

Шевцов Илья – Чемпион Мира по хоккею, Чемпион сурдлимпийских игр 2016 г.

команды керлингистов девушек и юношей – Чемпионы Сибирского региона среди слышащих спортсменов, Чемпионы России среди спортсменов с нарушениями слуха; 6 спортсменов зачислены в состав сборной России спортсменов с нарушениями слуха по керлингу;

— 8 спортсменов получают стипендию Губернатора Томской области за спортивные заслуги, внесены в список «Спортивная элита»;

— победители в областных соревнованиях по спортивному ориентированию, теннису, мини футболу, бадминтону, бочче, бегу на лыжах и снегоступах;

— победители городских соревнований по шахматам.

В школе-интернате воспитали:

Чемпиона г. Томска по настольному теннису; Чемпионку Томской области по стрельбе из пневматической винтовки, Чемпионку России по лыжным гонкам, Чемпион Международных игр глухих по спортивному ориентированию.

Были Чемпионы Европы, Чемпионы Международных игр глухих и Чемпионы сурдлимпийских игр.

Информация о деятельности Учреждения является открытой: освещается в прессе и на ТВ, размещается на стендах школы-интерната и на сайте образовательного учреждения http://si15.tomsk.ru/.

 

Историко-архивная справка